К концу 1997 года компания Hotline Communications Limited была приобретена официальным инвестором, Остином Пейджем,
который пообещал $500,000 в виде инвестиций. В это время компания напряжённо работала над Windows-версией программного
обеспечения, и кроме того, занималась другими программами - такими как NetScrawl, которая позволила бы
дизайнерам совместно работать над графикой в онлайне.
Однако шесть месяцев спустя, в марте 1998 года, в Hotline начался хаос, когда Адам Хинкли внезапно
закрыл www-сайт компании и бежал из Ванкувера, прихватив с собой код Hotline и зашифровав все остальные файлы.
После этого компания Hotline начала судебное преследование Хинкли
за уничтожение её интеллектуальной собственности и пытаясь доказать, что хотя Хинкли и написал эту программу,
она теперь является собственностью Hotline Communications. В сентябре 1998 года в Австралии исполнители нагрянули к
Хинкли домой, изъяли его компьютер и коробки с дискетами.
В чём причина бегства Хинкли? Оба Хинкли, и отец, и сын, молчали по этому поводу, поскольку имели
соответствующее судебное предписание не разговаривать с журналистами. Мать
Адама Хинкли, Мэг Леманн, ранее отвечавшая за связи с прессой и за web-сайт
компании, после того, как ей пригрозили судебным преследованием за
неуважение к суду, уничтожила большую часть контента сайта. Официальные лица Hotline также
отмалчивались по поводу этого дела. Впрочем, в сети можно и теперь набрать достаточно информации,
чтобы сложить более-менее отчётливую картину происшедшего.
Одна из версий появилась в технологическом разделе австралийского журнала "Age".
Статья с фотографией школьной учительницы Леманн, мрачно держащей фотографию юного Адама Хинкли,
характеризует "Хинкса" как наивного вундеркинда, который нечаянно потерял права на своё
детище, потому что компания предпочла вести бизнес тем способом, с которым он не смог смириться.
Выяснилось, что младшая сестра Адама была украдена и убита буквально за несколько месяцев перед тем, как
он подписал акционерное соглашение. Хинкс был, как показали его адвокаты в суде, втянут в
ситуацию практически насильственным способом: они описывают его как молодого парня, достаточно беззащитного перед акулами безнеса, которые давили на него, чтобы он подписал акционерное соглашение, сути которого
не понимал. Кроме того, они также пытались отвоевать у истца устное соглашение, согласно которому Адам Хинкли
имел независимое право собственности на код AppWarrior.
Последующее разбирательство было длинным и извилистым. Помимо требования вернуть исходный код от Хинкли требовали отказаться от любых прав на него и отступных по неоконченному годичному контракту.
Hotline Communications предъявила права также и на другой проект - eText, который вёл Пол Хинкли,
поскольку, как заявили адвокаты истца, был основан на коде AppWarrior и Paradox (Paradox - ещё один сторонний проект, который вёл Адам).
Спор вёлся в двух странах - в Канаде и в Австралии. Истцы и ответчики наплодили многотомное дело объёмом более тысячи листов официальных документов, показаний и даже расшифровок чатов с Хотлайн-сайтов.
В ходе разбирательства компания A2B Telecommunications заявила, что AppWarrior принадлежит им, поскольку
перед тем, как создать Hotline, Адам работал программистом в A2B, что ещё более осложнило и запутало дело.
Судебное разбирательство вызвало у Hotline Communications серьёзные проблемы. Обещанная к выпуску версия 1.5 запоздала на два года. Впрочем это и не удивительно, учитывая, что
Хинкли исчез из компании вместе с исходным кодом, а также из-за того, что компания была слишком занята юридическими проблемами. Пользователи Хотлайна длительное время находились в ожидании.
В это время в сетевом сообществе произвело фурор внезапное появление другого аналогичного продукта по имени "Carracho". Carracho повторял все лучшие черты Хотлайна, а также добавил много новых ценных свойств: иерархические разделы новостей и удалённое администрирование. Несмотря ни на что, Hotline выиграл в этой конкуретной
борьбе. Директор по связям с общественностью Hotline Communications Джейсон Рокс сказал: "Было много программ, которые копировали Хотлайн, Carracho всего лишь одна из них, хоть она и неплоха".
Сетевое сообщество пользователей Хотлайна пристально следило за этим
судебным разбирательством, в чат-комнатах и на новостных сайтах эмоции иной раз перехлёстывали через край.
Нужно ли объяснять, кто выиграл приз пользовательских симпатий,- молодой программист Хинкса,
которого многие пользователи лично знали и любили, или истцы из из Hotline Communications? Был даже сбор подписей под петицией в защиту Хинкли.
Вице-президент компании Стив Белявски жаловался: "Они получают много негативной информации о том, что происходит, неправду, которую никто не фильтрует. Поймите, мы остались без всего, и просто вернули своё силой. Но Хинкли до сих пор главный акционер
компании. Никогда не слышал, чтобы об этом кто-то упоминал".
Конечно, в итоге Хинкли проиграл и в канадском, и в австралийском суде.
Возможно, корень проблем лежит в возрасте основателей Хотлайна. Силиконовая Долина знала много историй успеха молодых выпускников колледжей, которые превратили блестящую идею и великолепный кусок кода в толстый банковский счёт в возрасте всего 20 с небольшим - возьмите для примера
Марка Андреесена из Netscape, или Дэвида Фило и Джерри Янга из Yahoo. Но в данном случае основателями компании стали просто дети, наивные и ничего не понимающие в бизнесе,-
более чем половине из них не исполнилось и 20. Молодость основателей, была, пожалуй, основной причиной, по
которой вокруг них сформировалось такое сильное сообщество.
Но это же и привело к проблемам, для решения которых им пришлось связаться с хладнокровным бизнесом.
У бизнеса не детское лицо.
Самодеятельные музыканты и студенты университетов - не та аудитория, на которой можно много заработать.
Hotline Communications Limited всё больше и больше коммерциализуется.
Новые исполнительные лица превратились в среднего возраста менеджеров и бизнесменов.
Менеджеры Hotline Communications вели переговоры с Apple
о возможностях использования Хотлайна в будущих образовательных программах этой корпорации.
Комментарии Белявски изобилуют выражениями наподобие "значительные приложения и
технологические решения" для "вертикальных рынков". Пользователей, которые не могут раскошелиться
и заплатить за программное обеспечение, теперь собираются "побудить" это сделать
- видимо, при помощи фирменных бейсболок ;) По сути, это уже похороны открытого и
демократичного окружения, в котором вырос Хотлайн.
Однако Джейсон Рокс говорит, что это было неизбежно: "Киберпространство ничем не отличается от реального мира - происходят одинаковые вещи. Все те, кто думал что создал целый новый мир, в которой всем хорошо, как в садах Эдема, неправ..."
"Существует множество дорогих и болезненных ловушек для молодых игроков в игры с интеллектуальной собственностью",- высказалась Мэг Леманн на своём web-сайте.-
"Когда Адам связался с Hotline Communications, он
был всего лишь подростком, совершенно неискушённым в бизнесе.
Его опыт был очень печальным и дорогим как для него, так и для его семьи".
Сам Адам говорит: "Во всяком случае я достаточно молод, чтобы начать всё заново.
У блестящих людей никогда не кончаются идеи. Хотя это достаточно хреново, когда
единственным результатом за 5 лет стало полное крушение всего".
|